Щебень является основным материалом природного происхождения, который широко используется при строительстве и ремонте дорог. Объемы производства этого универсального строительного материала ежегодно во всем мире доходят до 3-х миллиардов куб. метров. Причем, основная часть этого щебня используется именно в процессе строительства автомобильных дорог.

Известно, что до 60% всех расходов на строительство дорог приходится как раз на приобретение необходимых материалов. С другой стороны, качество дорожного покрытия, а значит безопасность и комфортность движения по дороге определяется, главным образом, качеством исходных материалов, использованных для ремонта или строительства дороги. Поэтому не удивительно, что к щебню, который часто используется для формирования собственно дорожного покрытия, предъявляются весьма жесткие требования. В частности, такой щебень должен хорошо переносить, как механические нагрузки от движущегося транспорта, так неблагоприятные воздействия природной среды.

Щебень, используемый для дорожного строительства, принято делить на две категории. К первой категории относят щебень скального происхождения, а также материал, полученный из горных пород рыхлого типа. Такие щебни получают из известняка, доломита и других подобных горных пород. Фракции подобного щебня могут иметь крупность 0,7 – 70 мм. Щебень этой категории используют, в основном, для устройства оснований автомобильных дорог.

Ко второй категории относится щебень из метаморфических и магматических пород, которым относятся габбро, гранит и некоторые другие горные породы. Такой щебень, обычно, используется в двух фракциях: от 5 до 20 мм или от 20 до 40 мм. Щебень этой категории используется, чаще всего, для формирования нижнего слоя дорожного покрытия.

Наибольшей популярностью пользуется качественная гранитная щебенка Екатеринбург. Это морозоустойчивый материал, соответствующий по износу марке И-1, а по прочности – марке 1400. Такой щебень в полной мере соответствует всем действующим стандартам в сфере дорожного строительства. Гранитный щебень имеет плотность около 1,37 т/м3. Дорожное покрытие из гранитного щебня отличается высокой износостойкостью и прочностью. Следует сказать, что этот щебень с успехом используется также для производства высококачественных бетонов, используемых при сооружении ответственных конструкций, в том числе, мостов. Кроме того, гранитный щебень используют при ремонте и строительстве железных дорог, а также оснований под трамвайные пути.

Но и щебень, относящийся к первой категории (известняк), также широко используется в различных сферах строительства. Дело в том, что известняк очень стоек к значительным температурным перепадам. Достаточно сказать, что этот материал свободно выдерживает до 100 циклов замораживания и оттаивания без снижения прочностных характеристик. Как мы уже упоминали, из этого материала, обычно, выполняют основания при строительстве автомобильных дорог.

Как отдельную категорию следует рассмотреть щебень кубовидного типа. Этот материал становится все более популярным, а специалисты пророчат ему блестящие перспективы. От простых щебней этот материал отличается несколькими существенными характеристиками. Кубовидный щебень имеет более высокую прочность и меньшую склонность к образованию трещин. Дорожные покрытия и бетонные конструкции, выполненные с использованием этого щебня, служат, как минимум, вдвое дольше. При строительстве автодорог из кубовидного щебня требуется гораздо меньшее количество связующих (битум или цемент), снижается также и расход собственно щебня.

Кубовидный щебень в составе дорожного полотна обеспечивает большую морозоустойчивость дорожному покрытию, а также существенно увеличивает срок эксплуатации дороги. Кроме того, этот материал облегчает и упрощает процедуру укладки дорожного покрытия, снижает сроки и общие затраты на дорожное строительство.

Важнейшей характеристикой щебней является степень их радиоактивности. Действующие стандарты для строительства дорог допускают использование гранитного щебня с уровнем радиоактивности класса 2.

Оставить комментарий

не публикуется